Сухова Анастасия Николаевна, воспитатель детского сада №1 «Светлячок»

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 31352.maam.ru является пользователь МААМ Анастасия Сухова (УИ №884108, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;

· учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;

· научить использовать соль, как средство для творчества;

· вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Воспитательные:

· воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации;

· воспитывать умения соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности при проведении опытов;

Развивающие:

· развивать интерес к исследовательской деятельности,  

· развивать активный и пассивный словарный запас по теме;

· развивать мелкую моторику рук;

· упражнять в умении отгадывать загадки;

· развивать любознательность, логическое мышление и речь. 

Материал и оборудование:  презентация на мультимедийном оборудовании, соль поваренная (пищевая), одноразовая пластиковая посуда: тарелки, стаканчики, ложки, трубочки,  вода кипяченая, картофелины,  тарелки с солью для рисования, салфетки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем и встанем в круг. К нам на занятие сегодня пришли гости.

Придумано кем-то просто и мудро
– При встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, кто еще пришел к нам в гости?

На экране  появляются Фиксики

Дети: Фиксики.

Фиксики: - Сегодня у Дим Димыча на кухне мы нашли загадочное вещество. А что это за вещество мы сами  до конца  не можем разобраться. Поэтому решили послать вам посылку с этим веществом, потому что нам сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам ?

Дети: - Да!

Воспитатель - Ребята, посмотрите, а вот и посылка. Давайте откроем и  посмотрим что там.

Дети: Какие – то мешочки.

Воспитатель: А что в этих мешочках, поможет узнать загадка.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг,

Если в ранку попадает - испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались, ну конечно это…

Дети: СОЛЬ.

Воспитатель: Давайте откроем и проверим, что там лежит и правильно ли вы отгадали загадку? Да, ребята, вы правы! Это соль!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать какая бывает соль и откуда она берется?

Дети: - Да!

Воспитатель: А сейчас садитесь за столы.

Воспитатель: - Тогда давайте с вами вместе посмотрим на экран.

Показ презентации: «Как добывают соль»

Соль - один из важнейших минералов на земле. Соль добывают разными способами.

1. Морская. Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская. Морскую воду выпаривают до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

2. Каменная или поваренная соль. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Воспитатель: Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к различным заболеваниям

1. Соль используется при приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу.

2. Соль используется при   консервировании овощей: чтобы овощи долго хранились.

3. Раствор соли применяется для промывания носа и для ингаляций.

4. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

5. А еще соль полезна и животным. Соль, которую дают для употребления в пищу животным называется лизунец. А как вы, ребята, думаете почему ее так называют?

Воспитатель: Лизунец представляет собой камень, который животные могут лизать, когда им хочется соленного.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать какими свойствами обладает соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю вам стать маленькими учеными.

Воспитатель: Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.  При работе с солью:

1. Соблюдать тишину

2. Не толкать соседа во время работы

3. Выполнил и положи на место.

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Не трогать руками глаза.

Воспитатель: Теперь мы с вами можем приступить к экспериментам!

Опыт № 1«Внешний вид».

Ребята, возьмите стаканчик с солью. Какого она цвета?

Дети: Белого.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сквозь соль, видно дно стакана?

Дети: Нет!

Воспитатель: Значит соль какая?

Дети: Непрозрачная.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из первого опыта? Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

 

 

 

 

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите щепотку соли на ложку и переверните ложку над тарелкой. Что произошло с солью?

Дети: Она сыпется.

Воспитатель: Значит, соль какая?

Дети: сыпучая.

Воспитатель: А теперь, ребята, надавите на неё ложкой. Что вы слышите?

Дети: хруст.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похож этот хруст?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Это похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, ребята, почему соль хрустит?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Потому что кристаллики соли трутся друг о друга.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из второго опыта?

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Солят – не солят». (Музыка)

(Ребята выходят из-за столов и встают в круг.)

Воспитатель: Если услышите продукт, который солят – нужно присесть.

Если нет – нужно встать.

Варенье

Чай

Борщ

Компот

Кисель

Вареная картошка

Мармелад

Шоколад

Котлеты

Винегрет

Мороженое

Дети: выполняют упражнения: приседают или стоят на месте.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Весело поиграли! Проходите, пожалуйста, на свои места.

Опыт №3. «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам приступить к опыту №3. Нам с вами предстоит исследовать, растворяется соль в воде или нет? Перед вами стоят стаканчики с водой.

Воспитатель: Теперь, ребята, возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Что произошло?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Правильно, ребята, соль растворилась в ваших стаканчиках. Пробуем на вкус, какой стала вода? А какой была?

Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! Какой мы с вами можем сделать вывод, исходя из этого опыта?

Вывод: Соль растворяется в воде.

Опыт №4 «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».

Воспитатель: Теперь я предлагаю  нам проверить такую гипотезу: «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».

Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 стакана с водой.

Воспитатель: Ребята, я сейчас насыплю в один стакан с водой 7 ложек соли и хорошо размешаю. Вы считайте вместе со мной.

Дети дружно считают до 7. А в другой стакан ничего добавлять не буду.

Воспитатель: А теперь осторожно опускаю картофель в  оба стакана и понаблюдаем. Что произошло?

Дети: В  одном стакане картофелина утонула, а в другом нет.

Воспитатель:Ребята, может эта картофелина волшебная? Предлагаю поменять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете, ребята, почему в одном стакане картофелина плавает, а в другом – тонет? Почему так происходит?

Дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).

Воспитатель:Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все у нас получилось! Вы оказались настоящими учеными!

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.

На экране появляются Фиксики:

Фиксики: Ребята, как у вас дела? Вам удалось выяснить, что это за вещество хранится на кухне?

Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, какое вещество храниться у Дим Димыча?

Дети: Соль.

Воспитатель: Что нового вы узнали о соли? Какие свойства у этого вещества?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Фиксики, ребята помогли вам разгадать тайну вашего необычного вещества?

Фиксики: Спасибо. Но к сожалению, нам пора в другой детский сад. До скорых встреч !!!

Воспитатель:  Ребята, мне тоже с вами было очень интересно. Вы, молодцы!

f00f884108a1738498291d99.jpg


f00f884108a1738498333d24.jpg

31 января 2025 в 14:53

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительная соль»

Описание файла:

Файл называется: municipalnoe-byudzhetnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-detskii-sad_1o38q.pptx

Это официальный файл организации «Сухова Анастасия Николаевна, воспитатель детского сада №1 «Светлячок»», в нём содержится Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительная соль».

Размер файла: 20,01 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.